Официальная страница ярославского мастера

 Ильи Куликова

 

Ножи ручной работы из булатной и дамасской стали

о мастереножимагазинстатьиотзывы | контакты

  БУЛАТЫ:

СКАЗАНИЯ, ЛЕГЕНДЫ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

     О булатной стали упоминает древнегреческий ученый Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, а также некоторые другие античные и средневековые авторы, отмечавшие исключительную стойкость и остроту булатных сабель, мечей и кинжалов. О времени появления первых булатов существует несколько мнений.

        Наиболее достоверное из них связано с ведущей ролью в этом деле мастеров Древнего Египта. За несколько веков до нашей эры они умели превращать железо в сталь, изменять ее свойства термической обработкой. Культура Древнего Египта оказала влияние на соседние страны Ближнего Востока, Южной и Средней Азии - Индию, Сирию, Персию и другие. Индия была одной из стран, в которых металлургия железа и цветных металлов находилась в первых веках до нашей эры на высоком уровне. Об этом, в частности, свидетельствуют сведения о будете, которые дошли до нас от участников похода Александра Македонского в Индию в 327 году до нашей эры. Правители одного из пенджабских княжеств (Западная Индия) преподнесли Александру Македонскому сто талантов, т.е. четверть тонны стали (один талант -25,9 кг),- по тому времени очень значительное количество, о чем не случайно упомянули авторы описания похода знаменитого полководца. Среднеазиатский ученый-энциклопедист Бируни (973-1048 гг.) более 1000 лет тому назад в своем историческом трактате об Индии писал о производстве стального холодного оружия в этой стране: "Никогда не будет народа, который лучше разбирался бы в отдельных видах мечей и в их названиях, чем жители Индии" (цит: Н.А. Мезенин. "Занимательно о железе"). Кроме того, Бируни отмечает, что индийские мастера делают мечи разных цветов с различными узорами на них. Немного позже, в 1154 году, арабский путешественник и географ Эдризи также писал о широко распространённом в Индии производстве стали и изготовлении мечей. Индийский булат был известен под названием "вутц". Другой страной, славившейся производством булата, была Сирия, Известно, что фараон Тутмос III (правил Египтом ок. 1525-1473 гг. до н.э.) вел постоянные войны с Сирией. Многие сирийские города долгие годы находились под властью египтян и таким образом испытывали влияние ее культуры и, в частности, металлургии. Кроме того, торговые связи сирийских городов с Индией, Персией и другими странами способствовали также развитию и процветанию в Сирии производства булатной стали и выделки холодного оружия. Так, один из богатейших культурных центров Сирии Дамаск вел широкую торговлю с индийским городом Коч, где находились многочисленные мастерские металлургов-ремесленников. Производство холодного оружия из булата в те далекие времена являлось секретом отдельных мастеров, и способы получения булатной стали в каждой стране имели свои особенности. В результате появились различные типы булатов, изготовление которых в значительной степени зависело не только от способов обработки металла, Опыта и искусства мастеров, но также и от исходных сырых материалов (главным образом химического состава железных руд), характерных для разных стран. Именно поэтому булаты различали по названий местностей, в которых их производили. Выли известны булаты "табан", "кара-табан", "харасан", "тынды", "шам" и другие. "Шам" - турецкое название Сирии. Эта сталь изготовлялась в Дамаске. Название "Дамаск" впоследствии стало обобщающим понятием булатной стали, получаемой в разных странах. С III века способ ковки дамасских мечей получил распространение и в Западной Европе, хотя по качеству они уступали древневосточным аналогам. Но примерно через 700 лет секрет производства булатов в Западной Европе был утерян. С булатом были хорошо знакомы воины древней Руси. Русский былинный эпос воспевает "мечи булатные харалужные". В памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" (XII век) говорится, что воины Всеволода Трубчевского поражали половцев булатными мечами. Автор "Слова" писал: "О богатырь Всеволод! ты стоя на стороже, градом пускаешь стрелы на врагов своих, а булатными мечами гремишь об шлемы их. Где ты, богатырь, ни появишься блистая золотым своим шлемом, там лежат нечестивые головы Половецкия, и рассечены булатными саблями..!" В другой части "Слова" сказано: "Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена". Передавая современный смысл этих слов, академик Б.А. Рыбаков пишет: "Существует своеобразный способ закалки оружия: раскаленный выкованный клинок, поставленный вертикально лезвием вперед, вручается всаднику, который гонит коня с возможной быстротой. При этом пламенный, харалужный клинок закаляется в воздушной струе, причем лезвие, охлаждаясь больше, было тверже, а обух сохранял большую вязкость, что в целом давало идеальные качества клинка, В связи с. этим фраза автора "Слова": "Игорю и Всеволоде... Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована; а в буести закалена" приобретает особый смысл и свидетельствует как о технических знаниях автора, так и о приемах закалки пламенной стали, практиковавшихся древнерусскими оружейниками" (Б.А. Рыбаков. "Ремесло древней Руси"). Булатные клинки ценились очень высоко как в древние, так и в позднейшие времена. По данным одного литературного источника, датированного началом XIX века, описывается случай с синдским эмиром (Синд -провинция в Пакистане в бассейне Нижнего Инда), владельцем старинной булатной сабли: ему Предложили продать эту саблю за огромную сумму - 800 фунтов стерлингов, соответствовавших по тому времени 9 000 рублей золотом. Но эмир от продажи ее отказался. Как считают, проникновение булата в Россию с Востока шло двумя путями. Один путь лежал через Грузию, в которой не только был распространен булат, но и были известны способы его производства. Об атом писал в 1841 году "Горный журнал", сообщавший о неком мастере Геурге Елиярове, изготовлявшем булат "высокого для сабель достоинства". Такой булатный клинок при испытании отсекал с одного удара голову быка. Но для этого, по замечаниям современников П.П. Аносова, нужна была и мощная рука. К Елиярову искусство изготовления булата перешло от его предков. Считают, что это был сварочный булат (в отличие от литой стали), искусство приготовления которого, по всей вероятности, проникло в Грузию из Индии или Турции. Другой путь булата в Россию вел из Средней Азии, в которой находится город Самарканд (с IV до VI века н.э. - г. Мараканда). С конца XIV века, в годы своего расцвета, Самарканд был столицей государства эмира Тимура, или Тамерлана (1336-1405 гг.). Тимур вел многолетние войны с соседними восточными странами, в том числе с Индией, завоевав многие индийские города. К концу жизни Тимура его государство включало в себя города и обширные территории на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Южной Азии, где находились крупные очаги древней металлургии: Хорасан, Хорезм, Закавказье, Персия, Пенджаб и другие. То, что Средняя Азия была основным путем распространения булата в древней Руси, подтверждают так называемые харалужные мечи. "Харалуг" означает "цветистый" и происходит от слова "кара-лыг" (см. выше о "Слове о полку Игореве"). Тимур способствовал широкому распространению булата в Средней Азии. После завоевания Сирии и взятия Дамаска он увел всех мастеров в подвластные ему страны. Вместе с тем завоевания Тимура послужили причиной гибели булатного дела. Производство булата в Дамаске пришло в упадок, а потомки мастеров, рассеянные по всему свету, оказавшись в непривычных условиях, потеряли способы его изготовления. В средневековой Руси и в Западной Европе производство булатов было воссоздано, но вскоре их секрет был также утерян. В Оружейной палате Московского Кремля хранится подъягдташный нож русской работы князя Андрея Ивановича Старицкого (княжил с 1519 г.), младшего сына князя Ивана III, изготовленный в XVI веке; лезвие у ножа булатное с золотой насечкой, с надписью "князь Андрей Иванович лета 7024" (1516 г.). Там же хранится сабля царя Михаила Федоровича (1596-1645 гг.) работы мастера сабельного дела Нила Просвита, изготовленная им в 1618 году: полоса у этой сабли булатная с прорезями, украшена насечкой и надписью о времени изготовления. Кроме Нила Просвита рроизводством булатных клинков на Руси в XVII веке |занимались мастера Дмитрий Коновалов и Богдан Ипатьев, а во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович посылал трех учеников "для изучения булатных сабельных полос" в Астрахань. Эти клинки изготовлялись в ХVI-ХVII веках в России в сыродутных печах из уклада. Его получали путем нагрева железной крицы в раскаленных древесных углях, в результате чего происходило поверхностное науглероживание металла. При быстром охлаждении крицы водой сталистый слой закаливался и при ударе легко отделялся. Так продолжалось до тех пор, пока крица не превращалась в науглероженные листки. Эти листки укладывались на раскаленные угли и нагревались до сварки. Раскаленная масса уклада затем подвергалась механической обработке, после чего она получала плотное строение. Укладная сталь отличалась высокой твердостью и шла на изготовление высококачественного оружия, боевых доспехов воинов, высокостойких и прочных в работе деталей машин и инструментов. О булатном оружии писали путешественники, о нем ходили легенды, многие из которых получили освещение в произведениях писателей и поэтов. В одной из легенд, описанных в романе Вальтера Скотта "Талисман, или Ричард Львиное Сердце в Палестине", говорилось о встрече английского короля Ричарда Львиное Сердце (1157-1199 гг.) с султаном Саладином (известен в исторической литературе под именем Салах-ад-дина, правил с 1171 по 1193 г.) во время третьего крестового похода. Они решили доказать друг другу, чьи клинки лучше. Чтобы доказать преимущество своего меча, английский король взял у проходившего мимо невольника стальной брус около полутора дюймов в поперечнике, положил его на обрубок дерева и мощным ударом перерубил его. При этом на лезвии меча не осталось ни малейшей зазубрины. Тогда султан вынул из ножен свою саблю тускло-голубого цвета из булатной стали и велел подать пуховую шелковую подушку. Одним легким взмахом он рассек надвое подушку, которая, как всем показалось, распалась сама, без всякого усилия со стороны султана. Потом султан снял с головы покрывало, сложил его вдвое, повесил на лезвие своей сабли, затем подбросил его и внезапным движением рассек на две части. Не прошли мимо булата и современники П.П.Аносова, побывавшие на Кавказе, - поэты А.С. Пушкин и М.Ю.Лермонтов. В стихотворении "Золото и булат" (1827 г.) А.С.Пушкин, видимо, имевший возможность познакомиться с настоящим булатным оружием, которое ценилось на вес золота, писал:
"Все мое, сказало злато;
Все мое, сказал булат.
Все куплю, сказало злато;
Все возьму, сказал булат."

Сосланный в 1837 году в Грузию М.Ю. Лермонтов заинтересовался сказанием о тайне искусства получения булатной стали. В стихотворении "Поэт" (1838 г.) он посвятил булату такие строки:
"Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный без порока;
Булат его хранит таинственный закал -
Наследье бранное Востока."

Несмотря на утрату секрета получения булатной стали, интерес к этому легендарному древнему металлу не ослабевал. В конце XVIII - первой половине XIX века в разных странах с участием крупных учёных развернулись работы по раскрытию секрета булатной стали. Этой проблемой занимались многие зарубежные ученые-металлурги, в числе которых были известный шведский металлург Свен Ринман, издавший в 1772 году содержательное наставление по металлургии железа и стали, и его ученики. На основе опыта получения средневековыми европейскими мастерами сварочного булата он высказал мнение, что узоры на металле связаны со сваркой полос стали разного состава, а различие в узорах - с методом кузнечной сварки. Некоторые иностранные ученые - английский физик и химик Майкл Фарадей (1791-1867 гг.) и другие - объясняли свойства булата наличием посторонних примесей в стали: алюминия, платины, серебра, хрома. Однако тайну булатной стали сумел раскрыть уральский металлург Павел Петрович Аносов. Его исследования, носившие научный характер, начались с проверки работ иностранных авторов, несмотря на то что с самого начала он считал высказанные в них мнения неосновательными.